РЕВИЗИОНИСТСКИЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ АЙКИДО

Авиаперевозки спортсменов и болельщиков

На днях одни из наших читателей прислал нам страницу из Международного Информационного Бюллетеня Айкидо за декабрь 1994 года. Я полагаю, что этот бюллетень был опубликован Европейской Федерацией Айкидо. В нем содержатся ответы одного известного сихана 8-го дана, на вопросы участников недавнего Летнего Айки-Лагеря, который он проводил в Голландии. Один из вопросов был следующим: «Почему преподавание айкидо не включает в себя тренировку с оружием?» Вот что ответил на это сихан:

«Чтобы понять, почему в айкидо не преподается работа с оружием, необходимо рассматривать этот вопрос в историческом аспекте. В прошлом, во времена самураев, боевые искусства назывались «кобудо». Меч был оружием самураев. Одним из искусств, развившихся на основе фехтования на мечах, стало «дзю-дзюцу». Одной из известных школ этого искусства была школа «Дайто-рю». И только в последнее время появились «более мягкие» боевые искусства. Хорошим примером такого искусства является «Дзюдо». Оно было основано Дзигоро Кано, стремившимся создать такое искусство, которое преследовало бы более высокие цели, чем убийство противника. Когда он создал дзюдо, то больше уже не мог посещать другие школы, чтобы изучать боевые искусства. Чтобы изучать другие стили, развившиеся на основе дзю-дзюцу, он оправлял своих учеников в различные школы. Благодаря этому процессу (Минору) Мотидзуки Сэнсэй попал к Морихэю Уэсибе. Когда он излагал его учения своему мастеру, то Кано якобы сказал, что техники Уэсибы являются «подлинным» дзюдо.

Читайте также:  Айкидо в повседневной жизни

Частные перелеты на мероприятия

Таким образом, Айкидо можно рассматривать как следующую стадию развития боевых искусств на пути меча, который больше не предназначается для того, чтобы отнимать жизнь. Поэтому оружие является составной частью развития, которое происходило в прошлом. Изучать оружие означает сосредотачиваться на прошлом. Изучать айкидо означает изучать самые последние тенденции в развитии. Большая путаница возникла из-за книг Сайто Сэнсэя. Он был учеником О-Сэнсэя. В своих книгах он пытается не столько объединить айкидо и оружие, сколько сохранить знание, заключающееся в изучении оружия.»

Я слегка отредактировал этот ответ, чтобы устранить некоторые неуклюжие английские фразы, но вышеприведенная версия в точности соответствует оригинальному тексту, который предположительно прочло несколько тысяч европейский айкидок, вдобавок к тем нескольким сотням, которые слышали комментарии этого сихана лично. Мне пришлось перечитать несколько раз, чтобы понять тонкую логику ответа сихана. Я понял его объяснения следующим образом: «Меч, оружие самураев, в феодальной Японии было инструментом убийства. Дзюдзюцу — «более мягкие» формы боевого искусства — такие как Дайто-рю возникли из искусства фехтования, и в моральном смысле превосходят его, поскольку они не предназначены для того, чтобы убивать. Дзюдо является современным примером «мягкой» боевой традиции, и его создатель, Дзигоро Кано, как утверждают, восхищался техниками Морихэя Уэсибы. Таким образом, Айкидо представляет собой «следующую стадию» в развитии боевых искусств и превосходит искусство фехтования, поскольку не ставит своей целью убийство. Изучение техник меча является шагом назад, и поэтому ему нет места в тренировке айкидо.